Cайт памяти Кирилла Лаврова

Форум
Текущее время: 29-03, 05:13

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01-08, 08:18 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-05, 21:01
Сообщения: 246
Откуда: Тбилиси, Грузия
Статья была опубликована в журнале "Русский клуб", №5 2007 г.


Ушла эпоха...

Ушел из жизни президент Международной конфедерации театральных союзов, художественный руководитель Большого драматического театра имени Г.Товстоногова Кирилл Юрьевич Лавров.

- Для меня уход из жизни выдающегося артиста, необыкновенного человека, настоящего гражданина Кирилла Лаврова – это страшная потеря, - говорит председатель Союза театральных деятелей Грузии, режиссер Гига Лорткипанидзе. – Я потерял близкого друга.
С ним я знаком лет 35-40, прежде всего как с верным учеником моего учителя Георгия Товстоногова, замечательным артистом. Он был в буквальном смысле слова продолжателем его дела. Совершенно логично, что после ухода Георгия Александровича именно Лавров возглавил прекрасный театр БДТ.
Мы особенно сблизились после того, как Лавров стал председателем СТД СССР. А когда начался распад Союза, Кирилл Лавров и несколько человек из наших решили создать Международную конфедерацию театральных союзов независимых государств, во главе которой по единогласному решению стал Лавров.
Кирилл Юрьевич любил Грузию, грузинскую культуру, театр, народ, относился к нему с любовью, преданностью, болел за него. Это проявилось и в том, что рядом с собой он поставил нашего соотечественника, замечательного режиссёра Темура Чхеидзе. Лавров создал для Чхеидзе все условия для нормальной работы в театре, дал ему полный карт-бланш. Кирилл Юрьевич стал его ближайшим другом и соратником, он очень любил его...
Не было такого события в нашей театральной жизни, чтобы Лавров не почтил его своим присутствием. С гордостью могу заявить, что Кирилл Юрьевич был моим настоящим другом. Когда Лавров узнал, что в этом году мне исполняется 80 лет, то предложил отметить мой юбилей и в городе на Неве, а также поставить спектакль на сцене БДТ. Это было безумно трогательно и неоценимо!
Кирилл Лавров умел сплачивать вокруг себя людей. И в этом он тоже был талантлив. В конфедерации царила атмосфера дружбы и любви. Несмотря на распад Союза, мы, театральные деятели, чувствовали себя как единое целое. Он дорожил постсоветским театральным пространством и относился к своей миссии очень ответственно.
Лавров говорил, что как бы ни разошлись наши политические пути, деятели театра должны быть вместе, продолжать свою деятельность на благо искусства. Было очень трогательно его бережное отношение к русской культуре в Грузии, нашему театру им. Александра Грибоедова. Лавров проявлял внимание к судьбе этого коллектива, был организатором гастролей театра в Санкт-Петербурге. Приехал на юбилей грибоедовцев. К сожалению, последняя наша очная встреча произошла в Тбилиси, на праздновании 160-летия русского театра... А по телефону мы общались довольно часто. Лавров считал, что ни в коем случае нельзя терять наши связи, что взаимообогащение театральных культур двух стран не могут перечеркнуть никакие политические события.
Также бережно он относился ко всем народам.
Лавров – пример величайшего интернационализма, в самом высоком смысле этого слова. И это несмотря на то, что он был «с ног до головы» русским человеком. Кириллу была присуща не наносная, а истинная интеллигентность, воспитанность. Его отец был актёром Киевского театра. И интернационализм был у него в крови.
Только недавно по телевидению показывали картину с его участием, а теперь его нет – сразу трудно осознать! В течение месяца культура пережила огромные потери – недавно скончался феноменальный артист, потрясающий и тоже близкий нам человек, Михаил Ульянов. Особенно тяжело мне ещё и потому, что мы с ним одного года рождения... Ушёл из жизни и гениальный музыкант Мстислав Ростропович, который также был близок к грузинскому народу, предан грузинской музыкальной культуре. С ним меня тоже связывали довольно близкие отношения. Ведь мы учились в Москве в одно время: Ростропович – в Московской консерватории, а я - в ГИТИСе. У нас была одна компания: консерватория и ГИТИС находятся рядом. Мы очень часто встречались...

- Григорий Давидович, а как вы познакомились с Лавровым?
- В первый раз мы встретились в БДТ – я увидел его в в спектакле «Мещане». Он замечательно сыграл Нила. Актёр так одухотворённо играл своего героя, что сразу привлёк моё внимание. После спектакля мы встретились, вместе поужинали, выпили. С этого вечера и началась наша дружба. Должен вам сказать, я играл немалую роль в работе конфедерации, и именно потому, что главе стоял Лавров. Для меня было невозможно представить конфедерацию без Лаврова. Он умел сплачивать, находить общий язык с людьми, приласкать, поддержать. Кстати говоря, когда Лаврова избрали руководителем организации, председателем пленума был я. И, конечно, вёл всё к тому, чтобы избрали именно Кирилла Лаврова. Когда разваливалось всё, когда непонятно было, как жить и работать дальше, он взял бразды правления в свои руки, чтобы сохранить связи деятелей театральной культуры.... С Советским Союзом мы распрощались легко, но лично я с Россией прощался очень тяжело. А в итоге так и не простился. Я так люблю русское искусство, культуру, людей, олицетворяющих для меня русского человека, таких, как Кирилл Лавров. Это одна из самых страшных потерь, которые мы испытали за последнее время. Уходят такие люди, и с ними уходит что-то главное, что связывало наши народы друг с другом – это касается культуры, театра.
Я выражаю огромную боль всего театрального общества Грузии, потому что Лаврова здесь все любили, боготворили. Выражаю соболезнование для нас очень родному коллективу Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова.

- Лавров был верующим человеком?
- Глубоко верующим человеком. Это был настоящий русский православный человек. Хоть он и играл партийные роли, не раз воплощал образ Ленина.... Когда Лавров приезжал в Грузию, мы обязательно ездили во Мцхета, поднимались в Джвари – для Кирилла Юрьевича это был обязательный ритуал.

- Были у него в Грузии ещё какие-нибудь любимые места?
- Он любил посидеть в ресторане «Дуруджи»... Он был человеком с огромным чувством юмора. С гордостью могу сказать, что Лавров обожал мои смешные рассказы. Всегда просил: «Гига, расскажи эту историю для других! Ты так потрясающе говорищь!» И я вновь повторял уже знакомую Кириллу Юрьевичу байку....
На последнем пленуме конфедерации я сыграл немалую роль в том, чтобы он остался на посту председателя. Уже и сам Лавров примирился с тем, что передаст свои полномочия другому человеку и останется почётным председателем союза. Но, как говорили потом Авто Варсимашвили и Георгий Маргвелашвили, «Гига гроссмейстерски провёл пленум и отогнал всех, потому что единственный человек, которому мы верим, которого считаем истинным лидером конфедерации, это Кирилл Лавров». И меня поддержали все республики.
Так что нас с Кириллом не только дружба связывала, но и общее дело.

- Какие его роли вам запомнились больше всего?
- С моей точки зрения, он замечательно сыграл несколько прекрасных ролей в спектаклях Темура Чхеидзе – к примеру, президента в постановке «Коварство и любовь». Его выдающаяся работа в кино – Иван в «Братьях Карамазовых». Он сыграл так неожиданно, создал образ глубоко трагический.

- Жаль, что вы как режиссёр не поработали с ним...
- Не удалось. Месяца три назад я предложил Лаврову сыграть в моем спектакле, он сказал, что ему поздно играть, что он уже не может... А я хотел с ним делать «Пиросмани». Лавров предложил на эту роль другого актёра БДТ – Ивченко. Дескать, он сыграет замечательно, созрел для этой роли... Мой младший коллега Темур Чхеидзе – счастливый человек, ведь он провёл самую большую, но, может быть, и самую трудную часть своей жизни с Кириллом Лавровым. Не знаю, как Темуру сейчас будет без него. В самые трудные для грузинского режиссёра дни Кирилл Юрьевич сумел его поддержать, поверил в него, сделал так, что весь коллектив поверил в Темура. Хотя, естественно, в первую очередь в этом «виновен» сам Чхеидзе, потому что он замечательный режиссёр. Однако забота, которую умел проявлять Кирилл, – редкое явление в жизни.

- А «Пиросмани» теперь не поставите?
- Сложно сказать, вряд ли это состоится... Это была инициатива Лаврова, проявление его отношения ко мне. Хотя и Темур был в этом заинтересован. Было решено, что в начале будущего сезона я поеду в Питер, будет распределение ролей, а потом за полтора-два месяца я выпущу спектакль. Посмотрим, жизнь покажет. Да и со здоровьем у меня не очень.... Если бы меня спросили, куда бы я с удовольствием поехал со своим спектаклем – в Париж, Нью-Йорк, или Москву, Петербург, я бы, не задумываясь, сказал: «В Москву и Петербург!» Потому что наши театральные и творческие взяимоотношения так глубоки, есть такое взаимопонимание, что мы неразделимы.... Я ученик Алексея Дмитриевича Попова, Георгия Александровича Товстоногова, Марии Иосифовны Кнебель – людей, которые нежно любили мою страну, мой народ, относились к нему как к родному! Как и Кирилл, я интернационалист в самом высоком смысле этого слова. И особенно близки мне русский народ и русская культура, одним из лучших представителей которой был Кирилл Лавров.

Инна Безирганова.

_________________
каждый человек должен жить так, чтоб оставить после себя хорошее воспоминания и дела...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 12:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 03-07, 12:46
Сообщения: 3
Откуда: Москва
Admirali71!
Огромное человеческое СПАСИБО вам за изумительную статью о Кирилле Юрьевиче!

_________________
Не плачь, потому что это закончилось.
Улыбнись, потому что это было.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 12:35 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-05, 21:01
Сообщения: 246
Откуда: Тбилиси, Грузия
Спасибо и тебе, Надежда, что зашла к нам...... Кирилл Юрьевич заслуживал такие слова, которые сказал Гига Лорткипанидзе.... и ещё большего.....

_________________
каждый человек должен жить так, чтоб оставить после себя хорошее воспоминания и дела...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 16:23 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-05, 21:01
Сообщения: 246
Откуда: Тбилиси, Грузия
В том же номере журнала воспоминания Юрия Юрченко....


Авиньонский подарок.
Юрий Юрченко

* * *

Самолет с театральным начальством из России опаздывал, и спектакль в концертном исполнении (вся декорация состояла из сорока черных пюпитров, выданных нам великодушной Арианой Мнушкиной) состоялся без них. Но лишь только в саду Сан-Жозеф, где мы играли «Фауста и Елену», отгремели аплодисменты, как нам сообщили, что гости, наконец, появились в Авиньоне и что мы - французские актеры Дани Каган и Жерар Вэйнган (Елена и Мефистофель), режиссер спектакля, фоменковский македонец Иван Поповски и я - должны срочно идти в какой-то ресторан, где состоится деловой ужин, устроенный французами из Ассоциации по делам Искусств при МИДе Франции для российских партнеров. Когда, разгримировавшись и переодевшись, мы появились на встрече, первый, кого я увидел - точнее, узнал - это был Кирилл Лавров. Кроме него, от «русских» были культурные начальники В.Шадрин и В.Подгородинский. Французы долго им рассказывали о том, какой это замечательный проект (по сути, наши авиньонские спектакли были лишь «представлением проекта» будущего полноценного спектакля), и убеждали усталых с дороги, и задумчиво налегающих на водочку потенциальных партнеров в том, что они должны непременно принять участие в этом французском проекте... Мы - еще не «отошедшие» от спектакля и тоже изрядно уставшие - сидели на другом конце большого овального стола и не вмешивались в деловые беседы. Ваня потихоньку делал какие-то замечания по мизансценам - пока не забыл - мне и Дани, я же - опустошал сменяемые одну за другой тарелки с яствами и подумывал, как бы забраться в какой-нибудь укромный уголок и уснуть: два с половиной часа говорить французскими стихами, да так, чтобы еще французы всё поняли - это... ну, как сыграть подряд три спектакля на русском. Разговор деловой не очень-то складывался, русские вежливо что-то отвечали, но ничего конкретного, судя по лицам французов, не предлагали. И, тут, вдруг, сидящий рядом со мной Жозе-Мануэль Гонзальвес, руководитель театрального отдела Ассоциации, мне шепчет: «Юри, cэ ту, - мы сделали всё, что могли, теперь давай ты!..» « Что - «давай»?..» - тупо уставился я на него. «Читай!..» «Что читать?..» ««Фауста»!.. Что-нибудь из «Фауста» - что хочешь, но что бы они поняли, что это такое!..» «Да это же ресторан!.. Завтра они придут в Сан-Жозеф и всё увидят!» «Читай сейчас! Нужно, чтобы они услышали сегодня и на русском!». Другие французы тоже с надеждой смотрели на меня.

Понимая, что я совершаю что-то самоубийственное, я встал и обратился почему-то именно к Лаврову (на секунду задержавшись на начальничьих глазах Шадрина, я, в последней надежде, «ухватился» за лавровское человеческое лицо), и путано начал объяснять, что, мол, я понимаю всю нелепость ситуации, что здесь - не место, и не время, но французские товарищи настаивают... короче, я с себя снимаю всякую ответственность и т.д. ...

За дипломатической маской Шадрина разглядеть что-либо было нельзя, но в живых лавровских глазах я увидел непонимание и даже что-то похожее на раздражение: хорошо, мол, сидим, водочку пьем - какие тут, на фиг, стихи... Отступать было некуда, и я прыгнул в этот омут. Я начал читать, физически ощущая (и преодолевая ее) эту, повисшую над столом неловкость. Французы, ничего не понимая, слушали великолепно, но вдруг - очень быстро - я почувствовал, что и - отложившая с грустью в сторону ножи и вилки - русская часть - включая секретарей и переводчиков - слушает стихи. На строчках

...А всмотришься еще внимательней —

Увидишь и могилу матери,

Всю родину — с тоской замшелою,

С булыжной площадью, с амбарами,

С почтовой клячей порыжелою,

С холмом и с мельницами старыми... -


лавровские глаза вдруг открылись и посмотрели на меня очень внимательно, и чем дольше я читал, тем внимательнее - и добрее - становился лавровский - знаменитый - взгляд...


Я закончил читать... Повисла пауза... и вдруг, в этой паузе раздался голос Лаврова:

«Почитайте еще... оттуда же...»


«Oui, oui!..» - закивали воодушевленные французы, - «давай, продолжай!..»



«...Высокомерен, — люди говорят,

И холоден...» — все так, но лишь отчасти,

И я все помню — каждый добрый взгляд,

И слово каждое поддержки и участья,

Но только никому еще — в свой срок —

Слов благодарности, любви сказать не смог —

Все думал: позже, как-нибудь, успею...

Так мать ушла — я не простился с нею.

Так многие ушли, кто был мне дорог —

Кто в тридцать семь, а кто, как я — за сорок...


О, голоса небесные! — не вы ли

Меня так оглушили, ослепили,

Астральным бредом голову вскружив?..

Успеть проститься б с теми хоть, кто жив...

И, может быть, вот это «завещанье» —

И просьба о прощенье и — прощанье...


«Ты видел? - у Лаврова на глазах были слезы» - шепнул мне Ваня, когда я закончил. Я видел. После «Фауста» обстановка за столом изменилась кардинально. Дежурная дипломатия испарилась, даже лицо Шадрина оказалось не таким уж и чиновничьим. Одна из его секретарей многозначительно шепнула мне: «Сейчас Вы можете просить у него в с ё.» Но я не знал, чего именно мне надо просить у Шадрина, да и заняты мои мысли были другим: что-то возникло, какая-то связь - между мной и Лавровым. Он не участвовал в общей беседе. Он открыл (предусмотрительные французы!) лежащий на столе перед ним экземпляр казанцевско-рощинского «Драматурга» с опубликованным в нем «Фаустом» и просматривал его, читая отдельные фрагменты.

... Потом мы стояли с ним на террасе, он расспрашивал меня о детстве (в «Драматурге» была врезка с «биографией»), а я рассказывал ему, как он вошел в это мое колымское детство своим зэком-беглецом Лапиным из «Верьте мне, люди», и Давыдовым...

С этого вечера началось наше короткое авиньонское знакомство. На следующий день мы встретились в городе - он был с кем-то, куда-то его вели, на какой-то дежурный отсмотр. Узнав, что у меня нет ни спектакля, ни репетиции, что я свободен, он радостно объявил своим французским спутникам, что у нас с ним важный разговор, и мы с ним пошли бесцельно бродить по городу. Он расспрашивал много про то, как мне, русскому поэту, живется вне Родины, пишется ли здесь так же, как и дома... А я его - о Товстоногове, о знаменитом и любимейшем мною БДТ... Он рассказывал о юности, о том, как он пришел к Товстоногову, о дружбе с Луспекаевым, о молодом Борисове, который оказался в БДТ не без его, лавровского, участия... Говорил о своем огромном разочаровании в современном европейском (в том, «лучшие» образцы которого ему показывали здесь, на Фестивале) театре, о русской театральной школе, и о том, как она необходима всем...

На следующий день мы опять встретились, уже не случайно.... Эти три дня в Авиньоне с Лавровым были каким-то неожиданным подарком, осветившим всё мое «зарубежье». Так сложилось, что к тому времени я с соотечественниками почти не общался. Профессиональное (в театре и в каких-то подработках на ТВ) общение было франкоязычным, и тут, вдруг, не просто русский, и не просто актер, а - Кирилл Лавров! И не просто - промелькнувший на секунду Кирилл Лавров, с общеприветливой улыбкой, а Лавров, подаривший мне несколько часов своей занятой жизни, Лавров, расспрашивающий меня о моем отце, о матери («за что сидела?»). Три дня я смотрел в эти - всем так знакомые - глаза, слышал этот единственный в мире, моментально и безошибочно узнаваемый, голос, и думал о том, как была бы рада за меня моя мама, есди бы смогла увидеть нас, сидящих вдвоем на авиньонской траве, потягивающих морковный сок и беседующих обо всем - о ней, об эмиграции, о товстоноговских репетициях, о родителях Лаврова... Так в моей жизни Авиньон и остался при всех своих безусловных красотах и подарках (Папский дворец, Шартр, фестивальный фейерверк, спектакли «фоменок», Габриадзе...) главным своим подарком - этими тремя днями с Кириллом Лавровым...


В последний день, перед их отъездом (мы еще оставались), он попросил меня прислать ему, в Санкт-Петербург, стихи, написанные мной после России - немецкие, щвейцарские, французские... Я с радостью выполнил его просьбу - тем более, что почти сразу после Авиньона, в сентябре, у него был день рождения. Я послал ему «стихи оттуда», вложив в конверт открытку с текстом:


...Всё ж от везенья мне некуда деться -

Словно попал на мгновение в детство:

Дверь распахнул на крыльцо из сенцóв -

Лапин, Давыдов - стоят - и Синцов...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ; . . . . . . . . . . . . . . .


...Как обещал Вам - надеюсь, дойдут -

Несколько строк из написанных т у т...

Так и остался этот Авиньон таким полусном - был в нем Лавров, или не был? - в моей вновь возобновившейся ежедневной французской жизни...

И вдруг - однажды - в своем почтовом ящике я обнаружил - среди банковских конвертов и рекламных проспектов - белый узкий конверт с написанным на нем от руки именем отправителя и обратным адресом: «Кирилл Лавров, 191023, Фонтанка, 65, БДТ, С.-Петербург, Россия». Не веря своим глазам, я вскрыл - осторожно, стараясь не повредить - не порвать - драгоценный конверт и обнаружил в нем - так же написанное от руки - письмо:

«Дорогой Юра! Я очень тронут Вашим вниманием и прекрасным подарком - Вашими стихами! Спасибо!

Мне нравятся Ваши стихи, но все они проникнуты грустью... И мне стало грустно... Грустно за Вас, за себя, за одиночество человеческое...

А ведь в каком веселом городе мы с Вами познакомились!

От всей души желаю Вам вдохновенной, светлой жизни и светлых мыслей.

Вы молоды, талантливы, смелы. Дай Вам Бог всего доброго!

Ваш Кирилл Лавров.

25/IX-97»


...Там, в Авиньоне, я рассказывал ему, что пишу пьесу в стихах «Не говорите мне о Сааведра!..», читал ему стихи из монологов Дон Кихота, и он вслушивался в них, как бы, примеривая на себя эти стихотворные доспехи... К сожалению, я не смог сразу, после Авиньона, закончить Дон Кихота - другие, более срочные, работы отвлекли, и я закончил его значительно позже, но какие-то отдельные сцены я передавал, как мы и договаривались, ему в Петербург, с грустью отдавая себе отчет, что вряд ли это уже (возраст, здоровье) осуществимо...


...В последний раз мы встретились с ним в декабре 2005, на пышном, прекрасно организованном, юбилее русского театра им. Грибоедова в Тбилиси. Мы с Дани Каган прилетели на юбилей из Франции. Уже улетая из Тбилиси, он спросил нас - когда же мы, наконец, сыграем «Фауста и Елену» на русском? Мы рассказали, что Дани уже учит русский текст, и пообещали - как только спектакль будет готов - привезти его к нему, в Санкт-Петербург...

Сегодня, 27 апреля 2007 года я узнал, что спектакль везти больше не к кому...

И осталось только в памяти, как бредут по Авиньонским улочкам двое, о чем-то - о детстве, об эмиграции, о Театре, о Жизни - разговаривая...

«...От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться...»



27 апреля 2007

Париж

_________________
каждый человек должен жить так, чтоб оставить после себя хорошее воспоминания и дела...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 18:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 28-06, 17:47
Сообщения: 72
Откуда: Казань
Какой живой рассказ!!!! Потрясающе!!!! Спасибо, Нино


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 19:09 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-05, 21:01
Сообщения: 246
Откуда: Тбилиси, Грузия
Интервью Лорткипанидзе была в том фаиле, что не читалось.... и я перепечатала заново... :))))) а после него шла этот рассказ.....

_________________
каждый человек должен жить так, чтоб оставить после себя хорошее воспоминания и дела...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 19:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 28-06, 17:47
Сообщения: 72
Откуда: Казань
а я удивлялась еще, как могла пропустить такое?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 01-08, 19:24 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-05, 21:01
Сообщения: 246
Откуда: Тбилиси, Грузия
:)))))) бывает... но последнее была также и в инете напечатано..... а первое - только в том журнале.... который не читается... :((

_________________
каждый человек должен жить так, чтоб оставить после себя хорошее воспоминания и дела...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB