Cайт памяти Кирилла Лаврова

Форум
Текущее время: 20-04, 15:20

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Город светлых воспоминаний
СообщениеДобавлено: 02-08, 20:27 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-05, 21:01
Сообщения: 246
Откуда: Тбилиси, Грузия
Нашла на одном саите г.Саратова



Город светлых воспоминаний
Таким предстает саратов в памяти народного артиста Кирилла Лаврова


Уважаемая редакция!

Обращаюсь к вам вот по какому поводу. Во время просмотра на телеэкране фильма, созданного по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», я была буквально потрясена образом прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Сыграл ее артист Кирилл Лавров. «Сыграл» здесь даже звучит не совсем точно. Он нам явил этот образ как бы вживую. Зритель на протяжении всех сцен, где действовал прокуратор, забывал об актере, а находился в контакте как бы с самим Понтием Пилатом, мысленно переносился в его время, волновался, мыслил и страдал вместе с героями.
И только после пришло осознание, что все это творил с нами актер, и каким нужно обладать талантом и жизненным опытом, чтобы так органично вживаться в исторический образ. Я потом со многими делилась своими впечатлениями, и они совпадали с оценками других людей. Я даже к великому моему удивлению узнала, что этот выдающийся артист имеет какое-то отношение к городу Саратову. И вообще хотелось бы подробнее узнать о жизни и творческой деятельности Кирилла Лаврова. Затем, собственно, и пишу.

С уважением Л. ПРОКОФЬЕВА.
г. Саратов


***

Почти у каждого из представителей моего поколения, существуют свои кумиры, непререкаемые авторитеты. Одним из таких кумиров молодёжи шестидесятых-семидесятых годов был Кирилл Лавров. Он играл в театре, снимался в кино, создавая образы современников, которые и сегодня встают перед глазами.

Природный талант Кирилла Лаврова формировался во время его профессиональной работы в театре и кино. Он не получил специального образования, хотя вырос в актёрской семье. Его отец, народный артист СССР, работал в театре им. Мейерхольда, затем в Ленинградском театре им. Пушкина и в Киевском русском драматическом театре имени Леси Украинки, где играла и мать Кирилла. Один театральный сезон они провели в Саратове. Вот как об этом вспоминал позже Кирилл Юрьевич:

«В далеком 38-м я приехал в ваш город с родителями и прожил здесь целый год. До этого мы жили в Ленинграде, папа и мама коренные ленинградцы. Мaма работала актрисой, и её пригласили в Саратовский драмтеатр им. Карла Маркса. Я до сих пор помню великих корифеев вашего театра Слонова, Муратова, Карганова. Еще был такой замечательный артист Слабиняк, который потом переехал в Москву, в театр имени Моссовета. Учился я в школе на углу улицы Пугачевской и Ленинского проспекта, а жил на Чапаева, в доме № 147- я запомнил этот номер. Это был такой небольшой деревянный домик, типичный для старого Саратова. Мне в нем очень хорошо и уютно было. Масса впечатлений связана у меня с этим периодом. Я хорошо помню, как после школы надевали лыжи и садились на трамваи и ехали на какие-то дачные остановки, куда-то далеко, до самого леса, и там гуляли. Дома нашего теперь уже нет, на его месте стоят большие современные дома. А школа сохранилась, абсолютно такая же, как в детстве. Я зашел в нее на днях, очень хотелось посмотреть, что там и как. Это уже мой второй визит в школу. Первый был совсем короткий, буквально минут пять. Тогда мы в Лысых Горах снимали фильм, я торопился на съемки. В этот раз времени было больше. Вышли учителя, мы разговаривали, я рассказывал им о своем житье-бытье... Так что Саратов для меня очень дорогой город. Хотя я и прожил здесь всего один год, у меня остались очень светлые воспоминания об этом времени».

Мне удалось узнать, какие спектакли шли в год жизни Кирилла Лаврова в нашем городе на его театральной сцене. Это были постановки «Анна Каренина» Л. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Враги» М. Горького, водевиль «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского с участием выдающихся артистов И. Слонова, С. Муратова, П. Карганова, С. Бржеского, А. Степанова, А. Степной, В. Соболевой, А. Стрижовой, Л. Степуриной. Думается, они не могли не затронуть душу юного Кирилла Лаврова, не отразиться на его судьбе. Хотя, по его же признанию, в детстве Кирилл мечтал не о сцене, а о морской службе. Он хотел поступить в мореходное училище и стать капитаном дальнего плавания. Но на пути к этой мечте встала война. В 1942 году семью эвакуировали в Новосибирск. Там Кирилл работал в совхозе, был токарем на заводе. Когда ему исполнилось 17 лет, он пришел в военкомат и попросился на фронт. Подростку, конечно, отказали, но направили в Астраханское авиационно-техническое училище, размещавшееся в Усть-Каменогорске. Закончив училище в 1945 году, Лавров получил профессию авиационного техника и стал обслуживать самолеты, исколесив почти всю страну. Он работал на Кавказе, на Сахалине, на Курильских островах.

В 1950 году Лавров демобилизовался из армии и вернулся в родные места, но без дела не остался. Ещё в армии он участвовал в художественной самодеятельности, а вернувшись в Киев, пришел в театр, где работали его родители. Они и стали его первыми учителями, не считая всего актерского коллектива. Его учили режиссеры В. Нелли - Влад, Н. Соколов, К. Хохлов, и, хотя первые годы Лавров выходил на сцену только в массовке, он понимал, что работает с настоящими профессионалами, и старался как можно больше получить от них. В театре решилась не только его творческая, но и личная судьба. После окончания Школы-студии МХАТА сюда прибыла актриса В. Николаева, которая в 1954 году стала его супругой, и вскоре у них родился сын Сергей. Через год судьба К. Лаврова круто изменилась. Благодаря стечению обстоятельств он попал в ленинградский Большой драматический театр. Случилось так, что труппу этого театра поручили возглавить К. Хохлову, режиссеру театра имени Л. Украинки. Он пригласил в Ленинград группу молодых актёров из своего театра. Среди них были и супруги Лавровы. После скоропостижной смерти Хохлова руководить театром пригласили Г.А. Товстоногова, который до этого работал в Театре Ленинского комсомола. Как и многие другие руководители, он решил немного «почистить» театр, и Лавров решил не дожидаясь увольнения, подать заявление об уходе. Но Товстоногов пригласил актера на беседу и пообещал ему главные роли в своих постановках. Впоследствии Лавров говорил, что это был единственный случай, когда Товстоногов просил актёра своей труппы не уходить из театра. Первые работы Лаврова оказались типажными, он играл роли молодых современников в пьесах А. Арбузова, А Володина, В. Розова. Они были легко узнаваемы и не требовали особого перевоплощения. Однако, как признавался позже актёр, он закончил у Товстоногова театральную академию. Режиссер обращался с ним как с воском - мял, месил, лепил характер. И это со временем сказалось на работах Лаврова. Каждую новую роль он играл все более прочувствованно.

В 60-е годы Лавров обратился к сложным философским образам, в которых проявилась уже не только юношеская открытость и лирический настрой, но и гражданская позиция персонажей. Кроме современных, в его репертуаре появилось немало классических образов. Лавров играл Платонова в спектакле «Океан» А. Штейна, Молчалина в «Горе от ума» А. Грибоедова, Соленого в «Трех сестрах» А. Чехова, Давыдова в «Поднятой целине» М.Шолохова, Нила в «Мещанах» М. Горького, Городничего в «Ревизоре» Н. Гоголя. Театральные работы Лаврова обратили на него внимание кинематографистов. И он приходит в кино, где сначала играет небольшие роли. Но, как часто бывает, актеру помог случай. В 1962 году он репетировал роль Чарлза Говарда в пьесе К. Симонова «Четвертый». На одной из репетиций драматург увидел игру Лаврова и пригласил его попробоваться на роль Синцова в картине «Живые и мертвые». Роль Синцова принесла Лаврову огромную популярность. Фильм стал лидером проката в 1964 году. Интересно, что критика писала об этой роли как об успешном дебюте актера, хотя к этому времени он уже сыграл в кино не менее десятка ролей. Фильм был отмечен наградами на кинофестивалях в Ленинграде, в Карловых Варах, в Акапулько. В 1969 году Лавров снимается в продолжении «Живых и мертвых» - картине «Возмездие».

Не успел актер закончить съемки в своей первой большой картине, как его пригласили в новую. Режиссер И. Гурин снял его в главной роли в фильме «Верьте мне, люди». Этот фильм тоже стал лидером проката 1965 года. С этого времени Лавров снимается в кино регулярно. Особое место в его биографии занимает работа над образом Ленина. В 1970 году он играл Ленина в спектаклях БДТ «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново», в 1976 году создал этот образ в фильме «Доверие», а затем и на телевидении - в пьесе «Двадцатое декабря» и сериале «XX век». Можно сказать, что Лавров в семидесятые годы стал «дежурным» Лениным.

Всего в кино Лавров сыграл около 60 ролей, среди них были более или менее удачные, но над всеми он работал с полной отдачей. Бывало, что в год актер снимался сразу в двух фильмах, как, например, это было в 1969 и в 1970 годах. В 1972 году Лавров снялся в фильме «Укрощение огня», создав драматичный образ главного конструктора Башкирцева, в 1979-м - в картине «Стакан воды», где сыграл умудренного жизнью английского аристократа, через два года был фильм «На Гранатовых островах», а еще через два - «Из жизни начальника уголовного розыска». В картине «Братья Карамазовы» Лавров впервые попробовал себя и в качестве режиссера. После смерти И. Пырьева он закончил картину вместе с М. Ульяновым.

Интересно, что основной драматургический рисунок роли Лавров создает своим неповторимым голосом. Так, играя главного конструктора Башкирцева в картине «Укрощение огня», он сознательно отказался от портретного грима и опустил многие бытовые детали, имевшиеся в сценарии.

В восьмидесятые годы Лавров стал заниматься общественной деятельностью. В 1986 году он возглавил правление Союза театральных деятелей СССР, а через четыре года, после смерти Г. Товстоногова, стал художественным руководителем БДТ. Он старается не разрушать созданных предшественником традиций. Когда закончился срок его контракта, он хотел отказаться от этой должности, но коллектив вновь избрал его. О его популярности в театральных кругах свидетельствует и тот факт, что в 1992 году Лавров был избран президентом Международной конфедерации театральных союзов. Он также входил в комитет по Международным Ленинским премиям, важное место в его жизни занимает и работа в качестве попечителя Международного фонда «Вечная память солдатам».

В настоящее время Лавров является одним из самых титулованных актеров. В 1973 году он стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актёрскую работу». В 1978 году Лавров стал лауреатом Государственной премии, в 1982 году - лауреатом Ленинской премии, в 1985 году - Героем Социалистического Труда а в 1999 - лауреатом премии «Золотая маска» в номинации» «За честь и достоинство». Кроме своей работы, он увлекается нумизматикой, собирает старинные монеты, памятные знаки и в свободное время любит рассматривать свою коллекцию. Любит он и путешествовать. Недавно вместе с экспозицией «100 шедевров Русского музея» снова побывал в Саратове.

Жена Лаврова долго работала вместе с ним в театре, сейчас на сцену вышло третье поколение Лавровых: дочь Маша закончила Ленинградский институт театра, музыки и кино. Есть у Лаврова и внучка Ольга, которую дед считает очень талантливой. Космонавты А. Крикалёв и Дж. Филипс, несшие вахту на вселенской орбите, как - то признались, что в числе немногочисленных личных предметов взяли на космический корабль и портрет любимого артиста К. Лаврова.


Вячеслав Дьяконов

_________________
каждый человек должен жить так, чтоб оставить после себя хорошее воспоминания и дела...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB